Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ново-Ленинская средняя общеобразовательная школа
Осинский район, Иркутская область
  • Как учителю распознать травлю в детском коллективе

    Как учителю распознать травлю в детском коллективе.

    «Тебя в школе не обижают?» Как учителю распознать травлю в детском коллективе (и что с ней нужно делать)

    По статистике, с буллингом сталкивается каждый третий российский школьник. Справляться с его проявлениями тяжело и детям, и преподавателям: вторые чаще всего видят только вершину айсберга, а иногда и вовсе не замечают проблемы. Вместе с сериалом Кинопоиска «Цикады», социальным проектом Яндекса «Помощь рядом» и экспертом «Травли.NET» Мариной Ртищевой мы попытались разобраться, как вовремя распознать школьный буллинг и как ему противостоять.

    Как учитель может понять, что ребенка травят

    Не все дети привыкли доверять взрослым и рассказывать им о своих переживаниях. Особенно это заметно в случаях травли — обычно жертва боится, что после вмешательства станет только хуже: агрессор обозлится и будет преследовать сильнее, а учитель начнет проявлять неуместное внимание. И вообще, «ябедничать — плохо»!

    Поэтому буллинг не та проблема, о которой заявляют громко. Вот несколько признаков, по которым учитель может определить жертву травли:

    • Поведение ребенка. Возможный маркер — резкая смена настроения без особой причины. Причем неважно, в какую сторону: ребенок становится чересчур спокойным, агрессивным, нервным, веселым или, наоборот, тихим и замкнутым.
    • Внешний вид может намекать на то, что происходит за дверьми класса. Он выглядит неопрятно: порвана и испачкана одежда, испорчены вещи.
    • Отношение одноклассников. Это то, что преподаватель может увидеть на уроках: например, ребенка отказываются принимать в групповые занятия. Или на уроках физкультуры его берут в команду последним. При любой просьбе он часто встречает резкое сопротивление одноклассников.
    • Посещаемость. Жертва травли, скорее всего, захочет как можно скорее покинуть зону дискомфорта. Такой ребенок будет избегать внешкольных мероприятий, пропадать с уроков. Кроме того, на фоне стресса у ребенка могут развиться проблемы со здоровьем — и это тоже причина для пропуска занятий.

    Важно отметить, что по отдельности такие маркеры не означают наличия травли. Но все они в совокупности, или если вы замечаете большинство, могут о ней свидетельствовать. А это значит, что за ребенком нужно понаблюдать внимательнее.

    Конфликты подростков намного сложнее, чем кажутся: с ровесниками и со взрослыми дети ведут себя совершенно по-разному. Так поступают и герои нового сериала Кинопоиска «Цикады». Отличная возможность для родителей лучше понять своих детей.

    Что нужно узнать о происходящем

    Итак, вы думаете, что в классе травля. Что делать дальше? Для начала стоит разобраться, не путаете ли вы буллинг с каким-либо другим конфликтом. Например, дети могут просто что-то не поделить, обидеться друг на друга, поссориться.

    По определению, буллинг — это систематическое проявление агрессии или психологического давления по отношению к одному или нескольким членам группы в условиях дисбаланса власти. Само определение подразумевает четыре важных признака, по которым буллинг можно отличить, например, от ссоры:

    • Физическое или психологическое насилие;
    • Намеренность, целенаправленность причинения вреда;
    • Регулярность, то есть насилие происходит постоянно;
    • Неравенство сил: жертва, как правило, в меньшинстве, агрессоров гораздо больше, они сильнее, старше, имеют больший вес в коллективе.

    Конфликт, в отличие от травли, обычно имеет причину. Для буллинга причина не нужна, достаточно простого повода: «Не так выглядит», «Не так себя ведет», «Не похож на нас».

    В травле нет равенства сил, в конфликте же стороны примерно равны. Они испытывают примерно одинаковые эмоции: очень сильно злятся, обижаются и поочередно становятся то жертвой, то агрессором.

    Цель конфликта — его разрешение. А вот цель травли — развлечение и осуществление «права» добиваться цели через насилие.

    И если для решения конфликта сторонам достаточно попробовать договориться (причем участие взрослых тут вовсе не обязательно — часто дети могут прийти к решению сами), то с травлей работать нужно по-другому.

    Убедившись, что происходящее в вашем классе похоже на травлю, необходимо выделить жертву и агрессора. Признаки жертвы мы описали выше — следует отметить, что буллингу может подвергнуться абсолютно любой ребенок, для него не нужны особые основания.

    Наблюдая за коллективом внимательнее, вы сможете определить, кто зачинщик травли: обычно ими становятся или самые популярные и авторитетные дети группы, или, наоборот, самые отстраненные. И все-таки выделить одного человека недостаточно. Помните, что буллинг — это ответственность всего класса, немой поддержки происходящего. И работать здесь нужно комплексно.

    Как действовать преподавателю

    При работе с травлей важно понимать, что она не «закаляет характер». Буллинг не имеет никаких благоприятных последствий ни для жертвы, ни для свидетелей, ни для агрессора — на каждом он отражается негативно. Последствия могут быть разные: снижение успеваемости, проблемы с адаптацией, тревожность, депрессия и недружелюбная обстановка в классе.

    Справиться с этим самостоятельно — трудная, а иногда и непосильная задача для любого ребенка. Поэтому вмешательство преподавателя не просто желательно, но и обязательно. Разбираемся пошагово, что вы можете сделать:

    1. Внимательно разберитесь в ситуации: аккуратно расспросите жертву и агрессоров, проанализируйте все факты. После личных бесед вам должно быть известно:

    • Каковы причины травли;
    • Какие действия совершались во время травли;
    • Какую роль играл каждый из участников;
    • Что их мотивировало.

    2. После необходимо поддержать жертву: объясните, что ребенок не виноват в том, что происходит, и что вы настроены помочь. Помните, что ваша основная цель — прекращение травли, защита и помощь. А вот наказание обидчиков — далеко не главный приоритет.

    3. Далее проблему нужно признать публично: обозначьте явление в классе (назовите то, что происходит, именно травлей — так группе станет ясно, что насилие не проходит незамеченным) и сообщите о недопустимости происходящего. Обозначьте, что травля — это проблема группы, и помогите ученикам сформулировать моральный выбор: «Травля и насилие — это плохо».

    4. Выведите позитивные правила общения в классе: например, «мы никогда не применяем насилие», «мы никогда не ругаем друг друга». Можно собраться всем вместе и прописать эти правила на листке — чтобы каждый принял участие и выразил свою ответственность — а позже разместить листок на видном месте. Говорите с детьми о психологических границах, научите защищать себя без насилия: «Если тебе что-то причиняет вред или дискомфорт, лучше скажи об этом окружающим».

    5. Контролируйте ситуацию. Поддерживайте позитивные изменения — столько, сколько понадобится. Для этого старайтесь замечать, когда класс движется в лучшую сторону, и вознаграждать детей: достаточно небольших актов внимания, слов поддержки, для детей помладше — подарков. Покажите, что изменения действительно ценны.

    6. Чтобы травля не повторилась, постарайтесь гармонизировать иерархию в классе. Именно жесткая иерархия и высокая конкуренция чаще всего провоцируют буллинг. Дайте детям понять, что каждый может стать лидером: например, один — в спорте, второй — в пении, третий — в учебе. Покажите ценность каждого члена группы и общей взаимовыручки.

    Нужно ли привлекать родителей

    Параллельно с работой в классе для защиты жертвы нужно обратиться за помощью к родителям — здесь сомнений быть не должно. Они могут стать вашими союзниками на пути к решению проблемы — но только если вы грамотно выстроите разговор, не обостряя ситуацию. Вот что стоит учесть:

    • Сообщите о травле и родителям жертвы, и родителям агрессора. Покажите и тем и другим, что происходящее в классе ненормально и что эта проблема отражается на жизни всех детей.
    • Станьте посредником между родителями. Коммуникация между семьей жертвы, семьей обидчика и другими родителями должна проводиться не в общих чатах, а через вас — это поможет избежать обострения конфликта. Кроме того, старайтесь избегать контакта родителей с чужими детьми.
    • При необходимости после личных бесед проведите встречу родителей. При этом апеллируйте к их взрослости, попросите общаться уважительно. На беседу также можно пригласить школьного психолога, представителей администрации и других преподавателей.
    • Не приглашайте детей. Работа с детьми и родителями должна проводиться параллельно: первые вряд ли смогут вам довериться в толпе взрослых.
    • Не отстраняйтесь от стороны агрессора. Да, ваша задача — защитить жертву, и во многих вопросах вы должны быть на ее стороне. Но агрессор и его родители тоже часть группы, с которой вы работаете. Постарайтесь не навредить им: не ругайтесь, не обижайте и не злитесь. В общем, помните о выведенных в классе правилах, и покажите их на своем примере.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie